Кто мы

Смотреть открыто в глаза действительности; не искать линии наименьшего сопротивления; называть вещи своими именами; говорить массам правду, как бы горька она ни была; не бояться препятствий; быть верным в малом, как и в большом; опираться на логику классовой борьбы; дерзать, когда наступает час действия, — таковы правила Четвертого Интернационала.

—Лев Троцкий

 

Большевистская тенденция (БТ) – это революционная социалистическая организация, которая возникла в 1982 году как «Внешняя тенденция ИСТ» (Интернациональной спартакистской тенденции – сегодня Интернациональная коммунистическая лига). После нескольких лет борьбы против политического вырождения спартакистской тенденции, в 1985 году БТ пришла к выводу, что нет разумных перспектив реформирования ИСТ, и начала публичную деятельность как Большевистская тенденция, издавая журнал («1917») и продолжая публикацию «Троцкистского бюллетеня». В 1990 году БТ объединилась с новозеландской Permanent Revolution Group (PRG), а затем с немецкой Gruppe IV. Internationale (GIVI) и стала Интернациональной большевистской тенденцией (ИБТ). Данное объединение распалось в 2018 году после десятилетия бесплодной борьбы с группировкой, возглавляемой бывшими членами PRG, по вопросу «российского империализма». Существовали также серьезные разногласия по поводу того, следует ли становиться на сторону исламистских режимов в Египте и Турции против попыток их свержения. Эти споры задокументированы в статьях «Является ли Россия империалистической?» и «Марксизм и исламская реакция».

Следующий текст – это отрывок из документа БТ «За троцкизм!», первоначально опубликованного в 1987 году:

Троцкизм – это революционный марксизм нашего времени, политическая теория, выработанная на основе концентрированного опыта более чем полуторавековой пролетарской коммунистической политики. Она подтвердилась в положительном смысле в Октябрьской революции 1917 года, величайшем событии современной истории, а затем в основном в отрицательном. После бюрократического удушения большевистской партии и Коминтерна сталинистами, традиция ленинизма – практика и программа русской революции – была продолжена Левой оппозицией и только ею.

Троцкистское движение зародилось в борьбе за революционный интернационализм против реакционной/утопической концепции «социализма в одной стране». Необходимость революционной организации на международной основе вытекает из самой организации капиталистического производства. Революционеры на каждой национальной территории должны руководствоваться стратегией интернационального масштаба, которая может быть разработана только путем создания интернационального руководства рабочего класса. Патриотизму буржуазии и ее социал-демократических и сталинских лакеев троцкисты противопоставляют бессмертный лозунг Карла Либкнехта: «Главный враг дома!». Мы стоим на основных программных позициях, принятых учредительной конференцией Четвертого Интернационала в 1938 году, а также на первых четырех конгрессах Коммунистического Интернационала и на революционной традиции Маркса, Энгельса, Ленина, Люксембург и Троцкого.

Кадры Четвертого Интернационала за пределами Северной Америки были в значительной степени истреблены или рассеяны в ходе Второй мировой войны. Интернационал оказался окончательно политически уничтоженным паблоистским ревизионизмом в начале 1950-х гг. Мы не нейтральны в отношении раскола 1951-1953 годов – мы на стороне Международного комитета (МК) против паблоистского Международного секретариата (МС). Борьба МК была глубоко ошибочной как с точки зрения политической структуры, так и с точки зрения реализации. Тем не менее, в конечном счете, стремление МК противостоять растворению троцкистских кадров в сталинистской и социал-демократической партиях (как предлагал Пабло) и защита необходимости сознательного фактора в истории, сделали его качественно выше ликвидаторского МС.

В МК самой важной секцией была американская Социалистическая рабочая партия (СРП). Это также была самая сильная секция на момент основания Интернационала. Она получила преимущества от непосредственного сотрудничества с Троцким и имела руководящие кадры, восходящие к ранним годам Коминтерна. Политический крах СРП как революционной организации, ознаменовавшийся ее некритическим энтузиазмом по поводу кастроизма в начале 1960-х годов и завершившийся ее переходом на сторону паблоистов в 1963 году, стал огромным ударом по мировому троцкизму.

Мы солидарны с борьбой Революционной тенденции СРП (предшественницы Спартакистской Лиги/США) за защиту революционной программы от центристского объективизма большинства. Мы стоим на троцкистских позициях, которые защищала и развивала революционная Спартакистская лига в последующие годы. Однако под давлением двух десятилетий изоляции и разочарования, сама СЛ качественно выродилась в гротескно-бюрократическую и откровенно культистскую группу политических гангстеров, которые, несмотря на остаточную способность к циничному «ортодоксальному» литературному позерству, демонстрируют постоянное стремление отступать под давлением. «Интернациональная спартакистская тенденция» сегодня ни в одном важном аспекте политически не превосходит ни один из дюжины или более псевдотроцкистских «интернационалов», претендующих на звание Четвертого Интернационала.

Раскол нескольких исторических претендентов на троцкистскую преемственность, а также трудности и общий дрейф вправо остальных открывают потенциально благодатный период для политической переоценки и реорганизации среди тех, кто не верит, что путь к социализму лежит через британскую Лейбористскую партию, капиталистически-реставрационистскую «Солидарность» Леха Валенсы или чилийский Народный фронт. Мы настойчиво стремимся участвовать в процессе международного объединения революционных кадров на основе программы подлинного троцкизма, как шага к давно назревшему возрождению Четвертого Интернационала, Всемирной партии социалистической революции.