О военной поддержке против политической

Недавно мы получили запрос от читателя, который спрашивал о «разнице между военной и политической поддержкой» в связи с текущим конфликтом на Украине (где мы выступаем за военную победу России над США/НАТО и их украинскими прокси). Мы согласны с Владимиром Лениным в том, что неимпериалистическая страна имеет право на военную защиту от империалистической агрессии.

Товарищ из БТ ответил, цитируя статью 1937 года, в которой Лев Троцкий проводил различие между военной и политической поддержкой антикоммунистического гоминьдановского правительства полуколониального Китая в его борьбе за сопротивление японскому империалистическому вторжению:

Если завтра французские рабочие узнают, что из Франции готовятся к отправке два судна с боеприпасами, как к этому отнесется [Иван] Крайпо? Я считаю его достаточно революционером, чтобы призвать рабочих бойкотировать судно, направляющееся в Токио, и пропустить судно, идущее в Китай, не скрывая, однако, своего мнения о Чан Кайши и не выражая ни малейшего доверия Шотану. Именно об этом говорят наши тезисы: «В характере практических действий могут быть значительные различия, вызванные конкретной обстановкой войны».
«Еще раз: СССР и его оборона», ноябрь 1937 г.

Наш корреспондент ответил на еще один вопрос:

«Я вполне понимаю, что можно поддерживать военные действия, не поддерживая в то же время режим, которому принадлежат эти действия. Однако мне кажется, что верно и другое: поскольку военные действия служат достижению определенных политических целей, их поддерживают именно потому, что они служат этим целям. В свою очередь, я бы назвал поддержку определенных политических целей политической поддержкой».

Пытаясь прояснить это различие, мы процитировали отрывок из заявления, которое мы сделали в 2003 году во время нападения на Ирак под руководством США:

«Если вы «политически поддерживаете» человека или организацию, это означает, что вы в целом согласны, по крайней мере, с некоторыми идеями, программой и перспективами, которые они представляют. «Военная поддержка» означает принятие какой-либо стороны в конкретном конфликте без обязательного одобрения какой-либо или всей политики или идеологии тех, кого вы поддерживаете. [выделение добавлено]

«Если, например, группа анархистов наткнулась на банду нацистов, напавшую на синагогу, полную набожных евреев, должны ли они отказаться от вмешательства, потому что раввин конгрегации является религиозным мракобесом или потому что синагога собирала средства для расистского сионистского государства? Конечно, нет. Любой порядочный человек встал бы на сторону еврейской общины (в том числе раввина) против нацистов. Это не будет означать ни одобрения иудаистской теологии, ни одобрения преступлений Израиля против палестинцев».

Наш корреспондент, продолжая тему, ответил:

«Политические цели России в войне на Украине, которые, на мой взгляд, заслуживают поддержки прежде всего, – это недопущение членства Украины в НАТО и защита безопасности и самоопределения гражданского населения на бывших украинских территориях, вошедших в состав Российской Федерации».

По сути, мы согласны с тем, что эти две конкретные «политические цели» Кремля «заслуживают поддержки», как и долгосрочная стратегическая цель по срыву проекта американского империализма по расчленению России на несколько более мелких государств и присвоению ее огромных природных богатств. Однако в то же время мы остаемся в общей политической оппозиции реакционному, бонапартистскому капиталистическому режиму Путина, то есть мы призываем к его свержению посредством рабочей революции. Наша поддержка России в этом конфликте строго ограничивается достижением военной победы над империалистами США/НАТО и их украинскими прокси, как объяснил наш товарищ:

«Для достижения этих целей у нас есть совместный «военный» фронт против НАТОвского представителя – Украины. Здесь для нас важно различие между политической и военной поддержкой: у российской буржуазии вполне могут быть и другие цели, такие как запрет однополых отношений или угнетение тех слоев населения, которые не идентифицируют себя как русские. Я упомянул, что для достижения победы в нынешнем конфликте [может быть] необходимо продвинуться к границе Украины, соприкасающейся со странами НАТО.

В рамках этого продвижения российские войска могут демонстрировать поведение, свидетельствующее об их буржуазном командовании. Поскольку российская армия является буржуазной армией, построенной на буржуазных нормах, она может быть использована для подавления забастовок, выступающих за законное улучшение условий труда и жизни российских и украинских рабочих. Вполне вероятно, что это приведет к введению запрета на однополые отношения. И вполне вероятно, что она будет подавлять левые силы в районах, освобожденных от украинского правления, если они смогут стать общественной силой, как это произошло на Донбассе в 2014 году. Такие меры будут вытекать из российской националистической идеологии и политики Путина, и они не должны поддерживаться революционерами….

У нас есть общая цель: не допустить вступления Украины в НАТО и предоставить различным национальностям право свободно выбирать свою национальную принадлежность. Мы также не возражаем против того, чтобы российские военные разгромили украинские фашистские организации. Но мы знаем, что, как мы уже обсуждали по телефону, эффективность этого разгрома будет ограничена во времени именно потому, что путинский режим не отменяет капитализм, являющийся, ясное дело, корнем фашизма, но надеется на мирное сосуществование с теми империалистическими державами, которые только что объявили ему войну. У Путина нет и быть не может иного кругозора, кроме кругозора буржуазного политика.

В этом отношении важна практика «военной обороны». Мы призываем рабочий класс империалистических стран бойкотировать и бастовать против поставок оружия на Украину. Мы призываем российских рабочих не бастовать в таких отраслях, которые в настоящее время имеют решающее значение для военного успеха России (в этой связи мы указывали на наше несогласие с забастовкой белорусских железнодорожников, бастовавших против поставок оружия российским войскам)… Если в России будут забастовки в отраслях, которые просто работают над улучшением условий жизни, не мешая реальным военным действиям (например, на пивоваренном заводе), мы бы по-прежнему поддерживали их. Такова практика «военной обороны России» или практическая реализация требования военной победы России».

Далее наш товарищ добавил:

«…есть определенное совпадение… между историческими интересами международного рабочего класса и режимом Путина в случае нынешнего конфликта:

Международный рабочий класс заинтересован в победе зависимой капиталистической России в ее противостоянии с империалистическим Западом. Почему? Потому что в случае победы России империализм будет ослаблен и, таким образом, у него не будет стимула разжигать дальнейшие конфликты, например, против Китая. Более того, победа России предотвратила бы геноцид на восточных территориях Украины…».